Произведения ленд-арта, прежде чем предстать перед
публикой и вызвать резонанс, проходят сложный путь воплощения, объединяя людей, казалось бы, никак не связанных с искусством: проектировщиков, инженеров, сейсмологов, строителей.
Проект “Череп мамонта” Даши Намдакова — лучший пример подобного симбиоза. Его реализацию без преувеличения можно назвать уникальным научным и техническим достижением, учитывая уровень сейсмической активности участка, а также ветровые нагрузки.
Утопленная в песке береговой линии скульптура “Череп мамонта” высотой 51,7, шириной 67,7 и протяженностью
70,9 метра будет размещена в северо-западной части участка
Пески, площадь под ней составит 1200 квадратных метров. Ход работ лично курирует Даши Намдаков, в его мастерской были изготовлены макеты: сначала слепленный автором оригинал, затем модели в масштабе по нарастанию — от 1:20 до 1:10.
Последний уже обладает внушительными размерами, занимает большое пространство, в высоту превышает человеческий рост. Впоследствии макет покрыли специальным защитным составом, и он стал самостоятельным арт-объектом, который будет выставляться на территории АМАР.
Самую большую модель архитекторы разделили на четыре
части, чтобы проработать интерьер и оценить возможности использования готового арт-объекта в качестве выставочного пространства. “Черепом мамонта” можно будет не только любоваться на расстоянии, прямо внутри будут проходить мероприятия, связанные с искусством.
Помимо работы с физическим объектом проводятся тщательные предиктивные исследования на основе математической модели. Для этого макет был оцифрован с учетом конструктивных решений и веса, а также анализа природных условий в районе установки: были предусмотрены ветровые и сейсмологические нагрузки, аэродинамические и другие характеристики.
Только по завершении всех этих этапов и серии корректировок за дело берутся проектировщики. В их зоне ответственности,
в том числе, бурение скважин на берегу, где будет расположен “Череп мамонта”, изучение песка, на котором он будет стоять. Все это необходимо, чтобы определить, какой нужен фундамент, из чего и как собирать основную конструкцию.
Художник не ограничил себя биологической формой,
не побоялся трудностей при реализации, он создал вольную скульптурную интерпретацию в поистине грандиозных масштабах. Тема проекта связана с проблемами современной экологии, стремлением обратить внимание широкой общественности на вопрос сохранения уникальной
природы Байкальской Сибири.